● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.М. Бутягин, Ю.А. Виноградов. Мирмекийский саркофаг в собрании Государственного Эрмитажа. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2016. («Античность в Эрмитаже») А.М. Бутягин, Ю.А. Виноградов

Мирмекийский саркофаг
в собрании Государственного Эрмитажа.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2016. 48 с. ISBN 978-5-93572-668-3 («Античность в Эрмитаже»)

 

Содержание (в издании нет)

 

[Введение: история находки]. — 5

Из Керчи в Санкт-Петербург. — 11

Что изображено на рельефах саркофага? — 14

О мирмекийской гробнице. — 34

Кто же был погребён в мирмекийском саркофаге? — 41

У порога бессмертия. — 46

 


 

У порога бессмертия.   ^

 

Итак, в склепе на Карантинном мысу под Керчью был погребён, вероятнее всего, боспорский царь Тиберий Юлий Евпатор. Благодаря находке обломка драгоценной камеи мы даже можем предполагать, сколь пышный погребальный инвентарь сопровождал его в загробный мир. При этом следует подчеркнуть, что любая вещь, попадавшая в состав погребального инвентаря, имела особое, символическое значение. Не будет большим преувеличением сказать, что гробница в древности рассматривалась не только как место захоронения, но и как важнейший элемент возрождения умершего, обретения им блаженной жизни, соединения с миром богов и героев. Вещи, помещавшиеся в гробницу вместе с умершим, в этом отношении должны свидетельствовать не только о его богатстве или социальном статусе, но и о том пути, который он проходит для достижения новой жизни, точнее о господствующих в обществе представлениях о таком пути.

 

Почти 50 лет назад И.И. Саверкина написала: «Саркофаг из Мирмекия является прекрасным образцом саркофагов с портретными фигурами умерших». Это не вызывает никаких сомнений. Однако мирмекийский саркофаг предстаёт перед нами не только как прекрасный памятник античного прикладного искусства, не только как самый крупный саркофаг из найденных в Северном Причерноморье. Прежде всего это памятник религиозного искусства, позволяющий приблизиться к пониманию верований в загробный мир, которые существовали на Боспоре в первые века н.э. В основном это, конечно, относится к боспорской элите, но и представления рядового населения, вероятно, мало отличались от них, они тоже выражались с помощью вещей, помещавшихся в могилы. Для современного исследователя их символизм в большинстве случаев предстаёт как выраженный очень слабо, почти неуловимо. Мраморный саркофаг, найденный в Мирмекии, в этом отношении даёт целую серию взаимосвязанных образов, демонстрирующих представление о загробном мире и пути к обретению бессмертия в обители блаженных.

(46/47)

 

Ничего другого на погребальных памятниках изображаться не могло и в принципе вообще не может. Современные исследователи, однако, чаще ищут на них бытовые детали (особенности костюмов, стиль мебели, характер вооружения и т.д.), что очень важно для изучения материальной культуры, но недостаточно для понимания общего смысла этих композиций. Подводя итог сказанному, необходимо подчеркнуть, что мирмекийский саркофаг — это замечательный памятник античного искусства, выражающий одну из фундаментальных идей, всегда волновавших и до сих пор волнующих человечество: что же ожидает нас за порогом смерти? Боспоряне первых веков новой эры свято верили в то, что их ожидало возрождение и последующее блаженное существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки